Бурятская республиканская
организация Профсоюза
​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Нужен ли ТикТок Профсоюзам?

16.08.2021

Этим вопросом я задался после того, как в одном из официальных профсоюзных чатов подняли вопрос о целесообразности использования этой социальной сети для профсоюзной организации. Не сказать, что мнения разделились, в основном все были против ТикТока, мотивируя это тем, что Профсоюз не носит развлекательный характер. Я же считаю наоборот и важно следить за трендами, чтобы потом не отстать, но для начала давайте вместе разберемся, что такое ТикТок?

Социальная сеть ТикТок в России появилась в 2018 году и получила большую популярность, особенно среди детей и подростков. В 2018 году ТикТок обошел по количеству скачиваний, даже сам Инстаграм. На 1 квартал 2021 года аудитория в нашей стране составляет 36,6 млн. пользователей. Прекрасной половины в соцсети находится 57%, а мужчин соответственно 43%.

Распределение по возрасту выглядит так:

27% - от 12 до 24 лет;

43% пользователей от 25 до 44 лет;

30% - от 45 лет и выше.

Таким образом, мы видим, что сейчас картина возрастной аудитории изменилась и наблюдается тенденция к повышению возраста. Если раньше в сети преобладали дети и подростки, то сейчас это вполне трудоспособный возраст и потенциальные, а может и настоящие члены профсоюза. На сегодня всё больше людей и организаций интересуются данной платформой, потому что в этом приложении не только танцы, скетчи и челленджи, но и много очень полезного контента, например, исторические факты, обучающие видео, новостные сюжеты, лайфхаки от различных специалистов из разных областей, в т.ч. из Профсоюза. Для размещения рекламы и продвижения своих товаров и услуг, сфера бизнеса активно начала использовать ТикТок, т.к. нейронная система этого сервиса работает вполне логично и очень просто. Все мы знаем про «умную» ленту Инстаграма, ВКонтакте и других сетей, то здесь же работает система рекомендаций. Например, если, вы несколько раз посмотрели видео на определенную тему, то в следующий раз сервис ТикТока вам порекомендует похожее видео от других пользователей. При этой умной системе, если в сети не будет профсоюзных видеороликов, то и рекомендовать будет нечего.

ТикТок стал сильным конкурентом для других социальных сетей, чем вызвал недовольство у таких магнатов, как Инстаграм, YouTube и Вконтакте. Для того, чтобы не растерять свою аудиторию «акулы» соцсетей внедрили на свои платформы подобную возможность просмотра коротких видео. Например, Инстаграм установил функцию Reels, YouTube – Shorts, а ВКонтакте – отдельную страничку Клипы. Все нововведения имеет похожую структуру и одинаковый механизм вертикального перехода на следующее видео. Таким образом, наблюдается здоровая конкуренция, продиктованная новыми трендами.

Я ТикТок сам установил сразу с появлением возможности его скачивания в 2018 году, но пользовался редко, в основном для просмотра видео, но в 2020 году, в период пандемии, начал активно выкладывать на личной странице короткие видео и наблюдать за реакцией аудитории. А в 2021 году решил создать аккаунт для своей профсоюзной организации и параллельно вести и эту сеть. Меня на это подтолкнул один аккаунт, который я увидел на просторах ТикТока - это страничка известной нам профсоюзной газеты «Солидарность» и подумал, что нам тоже надо быть на волне.

Часто про Профсоюзы говорят, что вас нигде не слышно и не видно, что наши информационные ресурсы интересны только своим. Отчасти это так и чтобы повысить популярность своего аккаунта необходимо добавлять в него развлекательный контент, а что туда войдет, думаю, каждая организация решит самостоятельно. Таким образом, мы находим новых подписчиков и разбавляем содержимое своего информационного поля.

Еще один момент, который постоянно обсуждается на различных профсоюзных собраниях и конференциях – это вопрос мотивации среди молодежи. В некоторых регионах нашей страны проводятся профсоюзные уроки в школах, где детям рассказываются цели и задачи Профсоюза. Почему бы не проводить эти уроки в ТикТоке?! Дети и подростки составляют большую аудиторию ТикТока и наличие у профсоюзной организации своей официальной страницы облегчит это направление работы. Расскажу один случай, я как-то выложил видеоролик, где мы провожали детей в детский оздоровительный лагерь «Березка» и в комментариях один мальчик написал, что он тоже на видео и, узнав себя, думаю, очень обрадовался. Также он спросил у меня в личных сообщениях: Кто я из лагеря? Наверное, он подумал, что это кто-то их воспитателей и вожатых. Я ему написал, что я специалист по информационной работе Профсоюза работников здравоохранения. Мы с ним перекинулись парой сообщений, я его поблагодарил за подписку. Мне на самом деле это очень понравилось, т.к. есть хорошая обратная реакция и я думаю, что этот мальчик поделился увиденным видео со своими друзьями или хотя бы показал родителям. Таким образом, у подрастающего поколения и их родителей складывается лояльное, а самое главное правильное представление о Профсоюзе.

Первыми подписчиками нашего аккаунта стали коллеги из числа профактива. Как выяснилось, среди них таких пользователей, оказалось, очень мало. Было всего около 40 человек. Что же делать, как набрать подписчиков? После нескольких недель тщетных попыток нарастить аудиторию, я уже отчаялся, но тут как-то случайно выложил новость, не связанную с Профсоюзом и эта публикация набрала десятки тысяч просмотров и добавила около 50 новых подписчиков. Позже периодически начал размещать различные хайповые новости, а также отрывки из советских фильмов, где упоминается Профсоюз. Эффект не заставил себя ждать. Снова хорошие просмотры и подписки. В июле началась Олимпиада и эту возможность нельзя было упускать. Сразу же первая спортивная публикация набрала 100 тысяч просмотров и продолжала расти с каждым днем, потом другие новости и сотни новых подписчиков. Между спортивными новостями размещались профсоюзные новости, которые также набирали более тысячи просмотров.

В заключение, хочу отметить, что заводить аккаунт ТикТока для профсоюзной организации не обязательно, особенно если его некому вести. В ТикТоке вы не сможете разместить статью, обширную фотогалерею, объемные видеоотчеты и если нет желания, то никто вас не заставит это делать. Но мое мнение заключается в том, что нужно использовать все возможные информационные ресурсы, которые существуют на современном этапе: SMM-менеджмент, таргетированная реклама, мессенджеры, Телеграм-каналы, в конце в концов никто не отменял традиционные виды информирования – газеты, листовки и стенды. Источников информирования много, но и видов аудиторий достаточно и к каждой из них необходимо применять индивидуальный подход. Считаю, что отрицать и отказываться от ТикТока это не правильно, тем более его запрещать. Стоит отметить, что при покупке любого смартфона, в него уже загружены различные приложения, в т.ч. и ТикТок, надо просто его активировать.

Мы с вами живем в стремительно развивающемся цифровом мире и незнаем, что будет завтра и какие придут новые технологии, поэтому нужно жить здесь и сейчас используя, то, что имеем. Желаю всем успехов и будьте всегда в тренде!

Специалист по информационной работе БРО профсоюза работников здравоохранения РФ Сергей Дамбаев